Наследство Готфрида Турау
Як пан до пана
Удивительно, но факт. Страна, являющаяся монополистом в добыче янтаря, фактически никак его не обрабатывает. Изделия под маркой Made in Russia сегодня присутствуют только в самом «низком» и в элитном сегментах. С одной стороны — продается низкокачественный ширпотреб, а с другой — применяются уникальные технологии работы с минералом, не имеющие аналогов в мире. С их помощью создаются штучные изделия по заказам миллионеров из Арабских Эмиратов, Франции, Германии. Например, в Калининградской области производится элитная мебель из янтаря, пользующаяся спросом у самых состоятельных людей в мире.
Особый интерес к российскому янтарю проявляет Китай. В этой стране желтый камень пользуется огромной популярностью: ему приписываются многочисленные целебные и магические свойства. Китайский спрос — одна из причин необходимости введения ограничений на вывоз янтаря. Сейчас по закону можно вывозить лишь 30 процентов добытого минерала. Если бы рынок был свободным, китайские дилеры скупили бы весь янтарь производимый в области. Китайцы также выкупают элитные изделия, пытаясь повторить технологии производства, но пока им это не удается.

Имидж — все
Не только Польша использует янтарь как национальный символ. Кто не помнит косметику латвийской фирмы «Дзинтарс»? Это слово по-латышски означает «янтарь». Этим же словом названы и плавленый сыр и народный женский хор, а также детский танцевальый ансамбль «Дзитариньш». Да и само Балтийское море латыши называют Dzintara jūra — Янтарным морем. Распространены мужское имя Дзинтарс и женское — Дзинтра. А между тем, в промышленных масштабах янтарь в Латвии не добывают. Многочисленные сувениры из этого камня делаются там, в основном, из российского сырья.
«Литовским золотом» называют желтый камень соседи латышей. Пиво, печенье, передачи, сериалы, рестораны, да мало ли что еще включают в себя слово «Гинтарас». Юодкранте, центр добычи янтаря XIX века, ныне стал модным курортом. Добыча здесь не ведется с 1890 года. Но слава осталась. «Литовский янтарь кардинально отличается от минералов, добытых в других регионах, например в Латвии. Это и цвет, и форма, и игра света», – говорится в туристических проспектах. Возможно, это так, только в настоящее время в Литве также нет промышленной добычи янтаря. За всеми этими брендами — только любовь к янтарю и его популярность в народе.

Убитое ремесло
А что же Россия? В России история янтаря еще интереснее. Взять хотя бы Янтарную комнату. Подаренная королем Пруссии Петру Первому, она позднее была доработана и усовершенствована придворными мастерами русских царей. Куда комната исчезла во время Второй мировой войны до сих пор тайна. Но если оригинальную комнату делали мастера разного подданства и происхождения (немецкие, итальянские, русские), то восстановленная Янтарная комната — уже «чисто российский продукт». Это самый известный шедевр в силу его масштабов. Но в музеях Санкт-Петербурга хранится много гораздо более значимых янтарный произведений.
Среди других изделий из янтаря назовем ларец, сделанный прусским мастером Готфридом Турау. Резная шкатулка из янтаря была создана им в 1707 году и сегодня хранится в Царском селе. А чего стоит, например, Кавалерский прибор, созданный, предположительно, в 1767 году. Представляет собой набор мужских туалетных принадлежностей — тазик для бритья, мыльницу в форме ананаса, кисточку, табакерку, зубную щетку, футлярчик для мазей и румян, щетку для одежды.
XYIII век был временем расцвета янтарного ремесла в Пруссии. Промышленную добычу и обработку камня Советский Союз и современная Россия получили как трофей и перенял от немецких мастеров и промышленников. Нынешний Калининградский янтарный комбинат создан в 1947 году на основе Кенигсбергской мануфактуры.
Добыча янтаря ведется, как и раньше, карьерным способом. Только с помощью новой техники. С обработкой сложнее. Массовое производство, применявшееся в СССР, требовало простых технологий. Поэтому более сложные приемы обработки забылись вместе с уходом немецких мастеров. Сложностей с минералом немало: так как, на самом деле, это не камень, а минерал органических соединений — застывшая смола, янтарь легко трескается и ломается. Упрощение технологий привело к упрощению самих изделий. Прежние модели устарели, но с советских времен мало что изменилось.
Криминализация янтарной отрасли в 1990-х и начале 200-х привела ее в совсем плачевное состояние. Янтарь, добываемый Калининградским комбинатом, разворовывался и контрабандным путем вывозился за границу. Янтарная индустрия Польши и соседних балтийских стран во многом держалась на незаконно вывозимом российском янтаре. В результате уникальное предприятие — мировой монополист по добыче янтаря — даже в какой-то момент оказалось на грани банкротства.
В самой же России распространялся низкопробный ширпотреб, вроде янтарных ежиков, бус, обсыпанных янтарной крошкой, картинки и тому подобное. Все это привело к тому, что российские ювелирные компании вообще избегают янтарь и предпочитают работать с другими материалами.
«Янтарь — очень специфический камень, -— говорит исполнительный директор компании «Адамас» Максим Вайнберг, — Считается, что если бриллианты носят все, то янтарь — скорее, люди старшего поколения. Ювелиры не любят связываться с янтарем. На 100 компаний придется, пожалуй, одна-две, которые работают с ним. Это связано с происхождением, потреблением, сформировавшейся ценностью этого камня». Можно ли в этих условиях сделать янтарь брендом России? Ювелир уверен, что можно. «Бренд можно сделать из всего. Как это успешно делается с платиной. Зависит от того, будет ли заказчик и поддержка государства», — считает Вайнберг.

полный текст статьи:
http://m.lenta.ru/articles/2014/07/17/amber/






   Вы находитесь в разделе сайта amber-russia.ru//
Facebook.com VK.COM